«Маскарад» Лермонтова полюбился мне сразу же после прочтения «Героя нашего времени» (хотя надо признать, что мне понадобилось 2 раза прочтения, чтобы воспылать любовью к дьявольски притягательному образу Печорина). Теперь настал черёд Арбенина. Уже с первых драматических строк он мне понравился. Презирал свет, был колок с наглецами, холоден снаружи и горяч внутри. Но я всё это к чему. В том году нам давали задание посмотреть «Маскарад» в театре Вахтангова, но обсуждение так и не состоялось. И вот теперь о нём вспомнили ещё раз. Спектакль мне не понравился. Наверное, оттого, что я совсем что-то противоположное создала у себя в голове. И, конечно, меня не устраивает тип актерской игры. Это что-то театра Брехта. Когда актер создает модель роли, но не вживается в неё, а просто показывает. Это что-то кукольного театра, в котором актёры – и есть те самые деревянные игрушки. Но это всё на любителя, поэтому сейчас лучше о символизме этого спектакля. В пьесе, как нетрудно догадаться, никаких скрытых знаков и в помине не было. Это исключительно режиссерское решение, которое воплощено в условности зрелища. Так, например, не показано самое главное: «маскерад». Появляется толпа, кидающая в воздух ленточки, раздаются выстрелы, салют. Вот вам и весь праздник.
Должна отметить, что современному зрителю весьма сложно понимать сценические метафоры. В спектакли несколько раз появляется огромная рыба, труп, которого всё никак не похоронят, пианино, которое потом разбирают по частям, князь Звездич, который ест вишню, при этом говоря на грузинском диалекте. Женщина, сидящая рядом со мной, несколько раз обращалась ко мне и спрашивала, а не знаю ли я, почему князь ест именно вишню и зачем, собственно, разбирали рояль. И я задумалась. А, действительно, зачем?
Ест эту ягоду именно молодой князь Звездич - любитель дамских юбок. В Китае, например, вишня обозначает весеннее цветенье, юность и мужество, а для Японии – это, безусловно, эмблема страны. Япония и сакура ассоциируются с гейшами. Аристократками, умеющие ублажать общество. И всё же некоторую долю разврата можно усмотреть даже в этом. Таков и наш молодой князь: с одной стороны храбр и открыт для любовных порывов, с другой – похотлив и развратен.
Рыбу выносит Неизвестный. Один из самых неприятных героев. Он мелочен, вреден и желчен. Ему «на руку» эта нелепая случайность с браслетом. Он – главный распространитель грязных слухов, по сути, он всегда где-то рядом, хотя почти и не является участником действия. Ему хочется мести за прежние дела с Арбениным, поэтому он готов на всё - ведь это его шанс посмеяться в ответ. Именно он выносит крючок для рыболовства и в самом конце опять проносит большую рыбу. Уж нельзя ли это расценивать как удачный улов?
На сцене почти нет декораций. Статуя да несколько приспособлений для сидения и изображения езды. Но статуя это не простая – а скульптура Венеры Милосской – богини любви и совершенства. По ходу действия её органично убирают, оставляя только подставку, на которую в конце действия поднимается невинно убиенная Нина и замирает. Нина – это чистое, живое, жизнерадостное создание. Она всегда любила Арбенина и до конца была ему верна.
И, конечно, «фишками» этого спектакля являются снег и ком, который лепит слуга, помеченный в аннотации как «человек Зимы». Лично для меня снег – это светское общество, в котором находятся наши герои. Снежинка – это маленькая составляющая этого порочного общества. Зависть, ревность, коварство, обман, волокитство. Из маленьких снежинок вырастает громаднейший ком, который начал расти после злополучного маскарада. Спектакль заканчивается тем, что Арбенин, узнав, наконец, всю правду, падает и на него начинает катиться ослепительно белый шар…
Небольшая такая вот заметочка, хотя ещё очень многое можно истолковать.